Рокарий в стиле рокайль
12.08.2019
Рокарий в стиле рокайль
Журнал «О’зеленение»_12 | 2013
Мастер-класс Татьяны Антоненко
Татьяна Антоненко
– практикующий ландшафтный дизайнер, выпускница Московского государственного университета дизайна и технологий, любимая ученица знаменитых мэтров: московского академика Пармона и алматинского профессора Голощапова. Татьяна шаг за шагом шла к успеху, неизменно покоряя поклонников своего неповторимого стиля. Сегодня она квалифицированный дизайнер, член Ассоциации озеленения Казахстана и Союза дизайнеров Казахстана, который создает ландшафты-произведения искусства.
Рокарий в стиле рокайль
Хозяин участка, решив, что у него должно быть не хуже, чем у соседа, начинает искать специалистов по ландшафту и озеленению – и здесь уже кому как повезет – то ли в результате вы будете приглашать экскурсии в свой сад, то ли — экспертов для составления искового заявления в суд. Но есть и третий вариант, кстати, самый дешевый – самому освоить секреты мастерства и создать свой неповторимый шедевр.
В нашей ландшафтной школе «Королевский садовник», после лекции «Секреты создания рокария» я демонстрирую слушателям каменистый пейзаж одного алматинского озеленителя (анонимно) с просьбой прокомментировать его, оперируя полученными знаниями. И неизменно в ответ слышу одно и то же: — Похоже на кладбище!
К сожалению, мы пока еще не миновали этап стихийного рынка, когда люди, не обладающие базовыми знаниями, в погоне за прибылью повсеместно «строгают» подобные образчики «стиля». А заказчики и горожане не могут понять, почему у них в результате плохое настроение.
Но все поправимо, и сегодня мы с вами станем экспертами в увлекательном занятии – создании каменистых садиков на примере частного объекта в Баганашыле.
10 шагов создания рокария
Рокарий (каменистый сад) – ландшафтная композиция из относительно крупных камней и низкорослых растений: хвойных и лиственных кустарников, кустарничков, многолетников и почвопокровников.
1 Гений места
Главная задача дизайнера при создании рокария — обеспечение максимальной естественности создаваемой композиции. Для успеха проекта не достаточно выбрать понравившуюся картинку из интернета и механически перенести ее в натуру. То, что хорошо на одном участке, может быть совсем неприемлемо в других предлагаемых обстоятельствах. В нашем случае предстояло вписаться в уже существующую планировку и посадки, и обыграть длинный узкий участок, вытянутость которого подчеркивали прямые линии дорожки и забора. Исправить этот недостаток помогло оригинальное решение – мы предложили сделать каменистую композицию в виде волны, в плане напоминающей завиток (рокайль) – основу стиля рококо, к тому же созвучный с термином рокарий. Кто-то увидит в ней и символ инь-янь, и денежный знак американской валюты, символизирующие успех и благосостояние. Похожая на сухой ручей композиция зрительно снивелировала длинный «коридор», задекорировала несимпатичный фундамент забора, и получилась этакая прогулочная эспланада, провожающая гостей к заднему дворику.
2 Разметка
На земле веревкой или шлангом «рисуем» очертания будущего рокария. Я на этом этапе придирчиво осматриваю разметку со всех сторон и из окон дома.
3 Подготовка почвы
Снимаем дёрн при помощи штыковой лопаты примерно на штык. Для рокария важен дренаж – подсыпаем «подушку» из песчано-гравийной смеси и сверху — землю с добавлением мытого речного песка (10 кг на 1 кв. м). В условиях Алматы почвы почти везде глинистые, и хорошо бы эту процедуру применять в большинстве посадок. На этом участке нам пришлось полностью облагородить плодородный слой почвы.
4 Камни
Определяем узловые точки композиции и расставляем камни группами по 3-5 штук в виде неравнобедренного треугольника, обращенного к зрителю длинной стороной. Высокие камни не забываем заглубить на одну треть.
Хорошо, если камни остались на участке после строительных работ, в противном случае едем за ними в карьер. Еще дешевле и ближе — найти стройку неподалеку от объекта, тогда заплатим только за доставку. При выборе помним, что камни должны быть одинаковыми по фактуре и цвету, чтобы не превращать рокарий в коллекцию геологического музея.
Еще на этапе проектирования участка (если повезло, и проект делается с нуля) я рекомендую заказчикам предусмотреть доступ на объект грузового транспорта для доставки тяжелых грузов и (не дай бог, конечно) на всякий пожарный случай. Но очень редко даже самые продвинутые хозяева, имеющие не один десяток соток территории, идут на такие «жертвы» и, в результате тяжеленные камни и крупномеры с комом приходится тащить вручную. Тележки могут сломаться, а если катить камень по мощеной дорожке – ее можно разрушить. Остается метод строителей египетских пирамид: на 5-6 черенков от лопат кладем лист УСБ, на него камень. Катим эту конструкцию, постепенно вытаскивая черенки сзади и перекладывая вперед.
5 Растения
Посадочный материал выбираем только в проверенных питомниках или садовых центрах. Набор культур для каменистых композиций, предлагаемых в настоящее время специализированными фирмами, необычайно широк, поэтому, чтобы не запутаться среди этого многообразия при устройстве рокария, желательно ограничиться минимумом видов. На первых этапах достаточно 8-10 видов. Мои фавориты для каменистых садов — горные сосны, можжевельники, спиреи, барбарисы, ирисы, хосты, очиток видный, лаванда, мискантусы, луки и луковичные.
А дальше начинается самое интересное для дизайнера и самое мучительное для помощников – творческий процесс расстановки растений. Расставляем, двигаем, отходим – смотрим с разных сторон, меняем местами до тех пор, пока не понравится.
Сначала расставляем акценты – хвойные растения, которые и зимой будут держать структуру композиции. Затем идет заполнение — декоративноцветушие кустарники. Волну непрерывного цветения создадут многолетники, а настроение прибрежного стиля, если это «сухой ручей», подчеркнут злаки и мискантусы.
Вспоминаем принципы создания бордюрных цветников (а наша вытянутая полоса рокария-миксбордера, по сути – изогнутый бордюр) – многолетники и луковичные высаживаем группами с повторяющимся ритмом.
Когда все растения выставлены, отмечаем места посадочных ям, убираем растения в тень и копаем ямы (подробнее с техникой посадки мы познакомимся в следующем номере журнала).
6 Мульча
Для мульчирования многие у нас увлекаются декоративной отсыпкой в виде гравия или щепы, а я предпочитаю высаживать почвопокровники типа седумов и тимьяна, которые очень скоро затянут все прогалины и редкий сорняк пробьется сквозь их плотный ковер.
7 Отбивка от газона
Мне очень импонирует окантовка разных миксбордеров клинкером или плитняком, но чаще, в целях экономии приходится использовать ландшафтную ленту, в таком случае заглубляем ее почти до уровня почвы. Есть еще один способ, который применяет в городском озеленении компания «Грин ланд» — лопатой с прямым лезвием по контуру вырезаем узкую (5 см) ленту дерна.
8 Помощники
Даже если это квалифицированные работники, каждый раз убеждайтесь, что они правильно поняли задание – пусть продемонстрируют образец исполнения. А то не успеете отвернуться, как самые ценные растения закопают не по технологии.
9 Садовник
Рокарий – это как раз тот случай, о котором мечтает большинство заказчиков – красиво и не обременительно в уходе. Но совсем без ухода не получится, все равно необходимо пропалывать, поливать, подкармливать, удалять отцветшие соцветия, подрезать чрезмерно разросшиеся растения.
10 Четвертое измерение
В ландшафтном дизайне есть понятие «четвертое измерение» — это время! Нужно понимать, что всю свою красоту рокарий покажет на второй-третий год, и, высаживая растения, необходимо предусмотреть возможность для их разрастания и всесезонной декоративности.